Наркологическая клиника НЕВА в Санкт-Петербурге и области
  3. Алкоголизм
  5. Психотерапия при алкогольной зависимости

Психотерапия при алкогольной зависимости

Большинство зависимостей частично или полностью держатся на психологических причинах, и чтобы избавиться от неё, требуется квалифицированная психотерапия. Так же помощь чаще всего требуется и родственникам алкоголиков и других зависимых, а такие отношения классифицируются как созависимые.

Чтобы разрешить проблему с зависимостью, необходимо помочь пациенту осознать причину последней. Чаще всего психологический аспект алкогольной зависимости – это тревожность, депрессия, стресс. Но далеко не все алкоголики и наркоманы улавливают связь между этими явлениями: большинству людей не свойственна рефлексия на подобные темы, и это касается не только зависимых.

Какие специалисты проводят психотерапию?

Психолог-психотерапевт, занимающийся вопросами зависимостей, называется аддиктологом. Обычно, они специализируются как на широком спектре зависимостей (алкогольная, наркотическая, сексуальная, игровая и др.), так и на различных реабилитационных программах, таких как «12 шагов». Получая направление на неё от своего лечащего специалиста, пациент получит так же и рекомендации для ведущих программу. Это должно повысить её эффективность и шансы на полную ремиссию.

Процесс психотерапии

Вводный сеанс редко даёт ощутимые результаты, но так и должно быть. На первой встрече психологом проводится своего рода «разведка боем», диагностика пациента в процессе общения.

В одной из распространённых отечественных школ, качественное изменение в терапии начинается при переходе от директивного процесса лечения к партнёрскому. Это называют динамическим стилем терапии. Используются так же и когнитивно-поведенческие методы, где выявленные проблемы разрешаются действием со стороны не только терапевта, но и пациента.

Так как психотерапевтическое лечение алкоголизма в первую очередь занята устранением его причин, многие врачи предпочитают поэтапно разбирать каждую из них и помогать пациенту устранить её. Как уже говорилось выше, чаще всего это те или иные виды тревожности.

В большинстве случаев тревожные расстройства служат не только причиной зависимости, но одновременно и её следствием. В процессе длительного употребления алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ) нарушается выработка серотонина и работа допаминовых рецепторов. В следствие последнего обостряются старые расстройства и возникают новые.

Начиная понимать, какие побуждения управляют его поведением, пациент сможет справиться с ними и изменить свою жизнь. Именно это – основная цель терапии.

Нужно ли обращаться к психологу при алкоголизме?

Комплексная терапия зависимых всегда должна включать в себя и психотерапию, за исключением случаев, если у пациента высокая психотерапевтическая резистентность. Но даже в таком случае необходим вводный сеанс, чтобы обнаружить её. Согласно исследованиям Н. В. Васильевой и А. Кирпиченко, женщины имеют большую устойчивость (резистентность) к психотерапии при алкогольной зависимости. Однако, им чаще требуется психологическая помощь при созависимости. В том же исследовании говорится, что при ассоциальном и агрессивном поведении требуется уже не психотерапевтическая, но психиатрическая помощь. Кроме того, лица, в обычном состоянии резистентные к такому лечению, под воздействием зависимости становятся к ней восприимчивы.

Многие исследователи считают роль психотерапии в лечении алкоголизма ключевой. Однако, есть и другие мнения.

По мнение таких западных специалистов, как Дж. Фишер и Х. Эдер, психотерапия занимает только третье место при лечении алкогольной зависимости. На первое и второе места они ставят соответственно медикаментозное лечение и психосоциальную помощь. К первому можно отнести такие процедуры как кодирование и детоксикацию организма, а ко второму – посещение анонимных алкоголиков, реабилитационного центра и посещение ближайшими родственниками психотерапии.

При успешной психотерапии высок шанс ремиссии. Исследователи В. Николаев и Петровы установили в своих исследованиях, что большинство пациентов находятся в ремиссии 1 или 2 года, после чего происходил срыв. Для предотвращения этого следует проходить комплексную терапию и поддерживать состояние ремиссии с помощью кодирования и посещения анонимных алкоголиков или психолога.

• Агибалова Т. В., Бузик О. Ж. Психотерапия в наркологии // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. 2007. №2.
  • Васильева Н. В., Кирпиченко Ан А. Определение психотерапевтической резистентности у женщин с алкогольной зависимостью // Вестник ВГМУ. 2003. №3.
  • Бузик Олег Жанович, Агибалова Татьяна Васильевна, Брюн Евгений Алексеевич, Сизоненко Е. В., Динов Евгений Николаевич, Колесников А. Н. Психотерапия зависимости от азартных игр // Рос. мед.-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. 2009. №3.
  • Шустов Д. И., Новиков С. А., Шустов А. Д. Психотерапия больных алкогольной зависимостью с учетом типа их личности и проявлений аутоагрессивного поведения // Вестник ВГМУ. 2014. №5.
  • Николаев Виктор Михайлович, Петрова Е. В., Петров О. А. Дифференцированная амбулаторная когнитивно-поведенческая терапия алкогольной зависимости у лиц с различными типами характера // Российский медицинский журнал. 2013. №4.

В каких районах города и области оказываются услуги?

Наши врачи и бригады приезжают во все районы города и области.

Есть ли гарантии на лечение от алкоголизма?

Мы даём все возможные гарантии при условии соблюдения врачебных рекомендаций.

Как быстро вы приезжаете?

Среднее время подъезда – 30-40 минут. Оно может меняться в зависимости от удалённости.

Любой психолог может лечить алкогольную зависимость?

Нет, при алкоголизме и других зависимостях требуется специалист – психотерапевт или аддиктолог.

Сколько сеансов у психолога нужно, чтобы вылечиться от зависимости?

Всё зависит от случая. Одним требуется регулярное посещение, другим достаточно приходить раз в несколько месяцев. Если же пациент устойчив к терапии, это будет выявлено на первом сеансе и озвучено.

Онлайн-оплата

Фото клиники